Еще три интересных факта из "Энциклопедии Относительного и Абсолютного знания".
[Сила гласных]
Во многих древних языках – египетском, древнееврейском, финикийском – гласные на письме отсутствовали. В записях отображали только согласные. Гласные – это олицетворение голоса. Графическое изображение гласных наделяет слово голосом, и вместе с ним слово получает жизнь и огромную силу.
В одной пословице говорится: «Если бы ты сумел правильно написать слово "шкаф", он свалился бы тебе на голову».
Китайцы думали именно так.
В VIII в. самый выдающийся художник своего времени By Дао Цзы был приглашен к императору, который попросил нарисовать великолепного дракона. Художник нарисовал его, но без глаз. «Где же глаза? Неужели ты забыл их нарисовать?» – спросил император. «Если я нарисую и глаза, он улетит», – ответил By Дао Цзы. Император стал настаивать, художник нарисовал глаза, и дракон действительно улетел.
[Конь по имени Ганс]
В 1904 г. международное научное сообщество было взбудоражено сообщением о том, что наконец найдено «животное, умное, как человек». Этим животным оказался восьмилетний конь Ганс, обученный австрийским ученым, профессором фон Остеном. К великому изумлению посетителей, Ганс прекрасно разбирался в современной математике. Он решал уравнения, мог точно определить, который час, узнавал по фотографии людей, которых видел несколько дней назад, находил правильные ответы на логические задачи.
На предметы Ганс указывал копытом, а цифры отстукивал по земле. Буквы он выбивал одну за другой так, что из них складывались слова. Один удар обозначал «A», два – «B», три – «С» и т. д.
читать дальшеГанса подвергали всевозможным испытаниям, и каждый раз он подтверждал свои способности. Зоологи, биологи, физики и даже психологи и психиатры съезжались отовсюду, чтобы увидеть Ганса. Они являлись преисполненными скепсиса, а уезжали в растерянности. Ученые не понимали, в чем же заключается мошенничество, и были вынуждены признать, что конь действительно «разумен».
12 сентября 1904 г. группа из тринадцати экспертов опубликовала отчет, исключавший всякую возможность подтасовки. Эта история наделала много шума, и научный мир начал привыкать к мысли о том, что конь на самом деле так же разумен, как и человек.
Раскрыл тайну Оскар Пфюнгст, один из ассистентов фон Остена. Он заметил, что Ганс ошибался каждый раз, когда решение задачи было неизвестно стоявшим вокруг людям. Точно так же он всегда давал неправильные ответы, когда ему надевали шоры, мешавшие видеть присутствовавших. Единственное объяснение заключалось в том, что Ганс был чрезвычайно чутким животным и, отстукивая копытом ответ, следил за изменениями в поведении зрителей. Он чувствовал возбуждение, нараставшее в аудитории в тот момент, когда он приближался к правильному ответу, и его внимание усиливалось надеждой получить награду в виде корма.
Когда разгадка была найдена, научное сообщество почувствовало себя настолько униженным из-за того, что его так легко одурачили, что впало в полный скептицизм относительно всех опытов, связанных с поисками разума у животных. Во многих университетах случай с конем по имени Ганс до сих пор приводят как карикатурный пример мошенничества в научной области. А бедный Ганс между тем не заслужил ни славы, ни осуждения. Просто этот конь так хорошо понимал человеческое поведение, что некоторое время казался равным человеку. Возможно, причина обиды на Ганса лежит глубже: людям неприятно сознавать, что животные видят их насквозь.[Элевсинская игра]
Цель элевсинской игры – найти ее правила. На всех играющих раздают колоду в пятьдесят две карты. Один из игроков придумывает правила и записывает на листке бумаги, чтобы их нельзя было изменить в ходе игры.
Тот, кто первым придумывал правила, становится «первым богом», а первые правила называются «Закон мироздания».
Игра начинается.
Ведущий – игрок-бог – кладет карту и объявляет: «Мир начал существовать». За ним все по очереди выкладывают по одной карте. Ведущий комментирует: «хорошая карта» или «плохая карта». «Плохие» карты убирают в сторону.
читать дальшеИгроки видят хорошие карты и пытаются понять логику выбора «хороших» карт. Если кто-то считает, что понял правила, он объявляет себя «пророком». Он больше не выкладывает карты на стол, а начинает комментировать игру остальных участников. «Бог» контролирует «пророка». Если «пророк» допускает ошибку, то тут же выбывает из игры. Остальные продолжают угадывать правила игры.
Если «пророк» два круга подряд ответил правильно, он объявляет вслух «Закон мироздания». «Пророк» побеждает, если его ответ совпадает с тем, что было записано до начала игры.
Если же никто не может угадать правила игры и все «пророки» ошибаются, выигравшим считается «бог». Тогда «Закон мироздания» зачитывают вслух и обсуждают, можно ли было его угадать в процессе игры. Если «закон» слишком сложен, «бога» дисквалифицируют.
Интереснее всего придумать простой «закон», который в то же время не просто угадать. Например, правило «чередование карт младше и старше семерки» очень трудно разгадать, так как чаще всего следят за чередованием мастей и картинок. Вообще, внимание нередко уделяют вещам, которые его не заслуживают. Правило «только красные масти, кроме десятой, двадцатой и тридцатой» найти невозможно. Так же, как и «любая карта, кроме семерки червей».
Правило «любая карта хорошая» может оказаться сложным, если правила в предыдущих играх были замысловатыми – игроки уже ждут задания повышенной сложности. Какую же стратегию должен применить тот, кто хочет выиграть? Игрок должен как можно быстрее объявить себя пророком, даже если он не уверен, что догадался, какое правило придумал «бог».