Ваш маяк в море современной литературы
Возможно, вы уже видели этот рассказ Ольги Беловодской о том, как она ходила в школу старшего сына на родительское собрание. Лично нас он впечатлил до глубины души. Так что - делимся, и заодно хотим спросить: как в вашей семье дети относятся к чтению? А в семьях ваших знакомых? Для них чтение - привычка или тоже аномалия, как для одноклассников Егора?

"Сходила я давеча на родительское собрание. Трали-вали-гусельки, Вася то, Дуся это.... а вот Егор - единственный, к кому у меня нет претензий по русскому и чтению. Весь класс дружно на меня оборачивается. Я краснею, кокетливо прикрываюсь пузом и сползаю под парту. Какое-то первобытное желание оправдываться - мол, да, ну вот такой он у меня уродился, читать любит, все люди, как люди, а мой вот.....
После собрания родители оперативно берут меня в клещи, зажимают в угол и вопрошают дословно следующее:
- А КАК ВЫ ЕГО ЗАСТАВИЛИ ЛЮБИТЬ ЧИТАТЬ?

И вот тут я понимаю, что это кирдык. Потому что вот стоит кучка тетенек под и за 40 и чуть не с блокнотами в руках ждут от меня, малолетки, подробный мастер-класс на тему "Как я заставила своего сына любить книги", заранее готовясь ужасаться драконовским методам. Ибо нормальные они все перепробовали и ни фига не вышло. И я начинаю им на полном серьёзе пытаться объяснить, что нельзя человека ЗАСТАВИТЬ любить. Не важно что. А они - не понимают. Ведь мой сын любит читать? Значит, у меня получилось его заставить?! Диалог получился феерический:
- Ну, при нём постоянно все читают. И я, и муж, и бабушки.... Он это видит и читает сам. Полный дом книг...
- У нас тоже полный дом, папа мой ещё библиотеку собирал, книжки дефицитные тогда были. Три шкафа книг, даже страницы не расклеены - бери, читай. И мы всё время покупаем - и журналы, и детективы... А он всё перед телевизором сидит!
- А у нас нет телевизора...
- ?!
- Совсем. Мы не смотрим. Мы читаем.

Так смотрели первобытные люди на шамана, только что мановением руки остановившего пещерного медведя. Вот он, материнский подвиг! Отказаться от телевизора во имя того, чтоб ребёнок читал! Пойти на такие ужасные лишения!!!



@темы: интересное о книгах, вопрос залу

Комментарии
02.12.2012 в 12:13

"С твоей любовью, с памятью о ней, всех королей на свете я сильней". / Шекспир Уильям/
Это точно, телевизор - первый враг книге :)
В советские времена было проще с чтением. Кино и мультики шли по программе редко, хочешь узнать, что-то новое, шагай в библиотеку.
02.12.2012 в 12:20

Выбираю размеренность.
У нас с младшим братом (разница 8 лет) перед глазами всегда были читающие родители, поэтому чтение как вариант досуга принимался нами как норма. В результате и я, и он начали читать запоем книги где-то лет с 8-9. И у него, и у меня это продолжается до сих пор, брату сейчас 14, он книги буквально глотает. Не Льва Кассиля, конечно, но и не что-то совсем упрощенное. Недавно отвезла ему "В поисках Аляски", прочитал за день, остался довольный. Теперь жду, когда выйдут "Бумажные города" :)
А еще и ему, и папе очень понравилась книга "Малёк" (www.ozon.ru/context/detail/id/4823431/), сейчас думаю, не купить ли мужу :)
И это при том, что брат и в интернете посидеть любит, и в компьютерные игры поиграть, то есть совершенно обыкновенный подросток.
Так что тут Ольга Белеводская права на все 100 - крайне сложно заинтересовать ребенка чтением, если самих родителей чтение не интересует.
02.12.2012 в 12:35

For alt vi har og for alt vi er.
У нас огромная семейная библиотека. Я научилась читать в три года, с тех пор не могу оторваться. Мама и бабушка тоже читают постоянно и с удовольствием — ба, к сожалению, сейчас зрение не позволяет, но человек она более чем начитанный. Сейчас эту библиотеку с большим удовольствием пополняю я и знаю, что мои дети тоже будут это делать.
В школе столкнулась с противоположным — из-за вечной книги под партой одноклассники, глядя на меня, крутили пальцем у виска. Очевидно, что происходит в их семьях.
02.12.2012 в 13:30

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
и правда, как заставить любить читать, если сами не любите...
Сама я от книг не отлипала с пяти лет. Был период, мама книги отбирала, в библиотеку запрещала ходить - чтение учебе мешало. Вот это было трагедией.. а с приобретением электронной книги читать стало проще: скачал, скинул, читаешь где угодно, не зависимо от света, позы... сплошной плюс)
02.12.2012 в 14:26

- А что означают на вашем фамильном гербе рогатка и пояс целомудрия? - Они означают, что мы хорошо вооружены и не дадим себя в обиду.
Очень люблю этот рассказ, но людей, считающих, что жизнь без телевизора - не жизнь, мне очень жаль. Хотя я всегда думала, что реакция "как это у вас нет телевизора?!" у Ольги несколько преувеличена, пока мы не переехали, и гости-родственники старшего поколения, заходя к нам в квартиру, спрашивали: "Ой, а где у вас телевизор? Как это нет?!"
Я тоже выросла в читающей семье с большой библиотекой и очень этому рада. Как-то смутно представляю себе собственную жизнь без книг.
02.12.2012 в 15:22

Как здорово быть мной!
Какая знакомая ситуация ^^ Детей у нас пока нет, но на вопросы "Как это не смотрите телевизор? А что ж вы делаете по вечерам?" отвечать уже устали. Особенно моя мама любит этот вопрос задавать - у нее у самой телевизор фоном работает чуть ли не круглосуточно. Так что сама удивляюсь, как выросла таким книжным ребенком - хотя книг в доме всегда было много и детские произведения мне покупали охотно и в больших количествах, живого примера особо не было перед глазами. И мама, и папа читали редко.
Надеюсь, нам с любимым удастся стать хорошим примером для будущих детей в плане чтения.
02.12.2012 в 15:32

Gaudeamus igitur!
А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО! Я УЖЕ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА, СВОЁ ОТЧИТАЛА!!!
отстреливать таких надо :hang:
02.12.2012 в 15:41

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
Zonne666, отстреливать таких надо
это половина нашего поколения (те, которым сейчас 20-30). Да, согласна, прививать любовь к книгам нужно в семье, но школа убивает всякое стремление к чтению.
02.12.2012 в 16:17

Выбираю размеренность.
amber_sunflower, школа убивает всякое стремление к чтению. - да ладно! Если пациент хочет жить, медицина бессильна :)
02.12.2012 в 16:53

generalist opportunistic feeder
Какая типичная ситуация - телек и комп как красный угол в деревенской избе, сами книжек не читаем, а от детей хотим чтобы не зависали перед техникой целый день, и интересовались книгами :facepalm: Люди такие люди.

Теодора, мне 10 лет понадобилось, чтобы отойти от тех эмоций, которые по себе оставила школа, и вновь полюбить математику, как я любила её до пятого класса, пока не начались проблемы с учительницей из-за её неадекватности) Так что с желанием пациента жить вы погорячились %)
02.12.2012 в 17:28

Выбираю размеренность.
птенец бабочки-крылатки, ну десять лет спустя вы же оправились от потрясения :)
И на мой взгляд любовь к математике и любовь к чтению - это немного разные вещи, ИМХО.
02.12.2012 в 18:55

Mind shall not falter nor mood waver
Меня убило, что тетки не знают Льва Кассиля. :-D
02.12.2012 в 19:04

А у нас дома есть телевизор, но мы уже несколько лет его не включаем. А выкинуть руки никак не дойдут :-D

По поводу чтения. Мою дочку к чтению еще и кино подталкивало, как ни странно. Я люблю с ней ходить в кино, и после каждого фильма, снятого по книге, она сразу кидалась читать книгу. Посмотрели "Нарнию", прочитала всю серию, посмотрели "Гарри Поттера", прочитала всю серию, посмотрели бертоновскую "Алису", села читать Кэролла )))
Когда у меня кузина спрашивала совета насчет того, как бы детей к чтению пристрастить, я у нее спросила, а нравится ли им смотреть экранизации, но она ответила, что с детьми в кино не ходит вообще. Тоже показательный момент, я считаю.
02.12.2012 в 19:42

Gaudeamus igitur!
школа убивает всякое стремление к чтению.
ну, не знаю, не знаю, мне она ни разу не мешала читать. Да и нынешние дети вполне себе находят силы и время читать - другое дело, что у них уже нет в этом потребности.
02.12.2012 в 20:17

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
Zonne666, Да и нынешние дети вполне себе находят силы и время читать - другое дело, что у них уже нет в этом потребности.
как человек, работающий в библиотеке, смею заметить, что книги берет в основном старшее поколение. нынешние дети считают библиотеку компьютерным клубом, о чем мне, не далее как сегодня, завили три отпрыска лет девяти. а единственное, что читают нынешние подростки - 14-18 лет - сообщения в контакте.
на днях один реферат по литературе скачал и распечатал(Горький "На дне"). диалог:
- Читал хоть?
- Не-а, мне некогда.
02.12.2012 в 20:21

Не читала раньше, спасибо, а ведь и правда так...

школа убивает всякое стремление к чтению.
Вот тоже не соглашусь с этой фразой, детей пока нет (хотя свои детские книжки хорошо упрятаны в коробку и ФИГУШКИ Я ИХ КОМУ НИБУДЬ ОТДАМ!!! Бывает дни, когда тянет почитать и перечитываешь все это с большим удовольствием) но книжки потихоньку скупаю, и пример приведу на себе, не скажу, что в моей семьи все любят читать, за этим занятием вижу их редко, а сейчас и того реже, так как зрение не вечно, да и телевизор занимает немалое место в жизни. А школьники, с которыми завожу общение попадаются ребята начитанные (или мне так везет), при этом любопытно, что они называют книги не из учебной программы, вообще редко замечаю, чтобы человек с удовольствием читал книгу, которую ему задали прочесть, так как не всякая история вызывает интереса. А чтение того, что тут же охота выбросить куда нибудь - это просто издевательство над собой, а учитывая, что многое, что есть в школьной программе ребятам этого возраста вообще неинтересно, так какого от них всех ждут, что они вдруг воспылают любовью к чтению? Они же еще просто внутренне не готовы к этим историям, а им тут навязывают чтение, как будто инстинкт вырабатывают: чтение, скучное занятие. А вот предложить ребенку то, что ему действительно интересно, видимо не судьба... У нас вот есть дома телевизор, будучи школьнице тоже смотрела, но это ведь не мешало несколько раз в неделю ходить в библиотеку за новой порцией книг, парочка интересных историй, которые запали в душу и руки уже сами тянулись к новой книге, если что нибудь не прочитать в течении дня, хотя бы одну главу, то это уже трагедия. А главное, книги то это были НЕ по школьной программе.

- А МНЕ УЖЕ НЕ НАДО! Я УЖЕ ШКОЛУ ЗАКОНЧИЛА, СВОЁ ОТЧИТАЛА!!!
К сожалению людей, которые думают именно так, сейчас очень много, среди них ведь немало родителей, которым даже в голову никогда не придет подарить ребенку книгу, сходить с ним вместе в книжный магазин, да вообще УДЕЛИТЬ ВНИМАНИЕ своему ребенку! Для них же важнее посмотреть тот же телевизор и использовать компьютер в качестве игрушки, так чего же они хотят от своих детей!? Пусть на самих себя сначала поглядят, а потом уже будут требовать от детей того, чего не выполняют они сами.
02.12.2012 в 20:27

Gaudeamus igitur!
amber_sunflower, как человек, тоже работающий в библиотеке, скажу: у нас читатели делятся четко на два лагеря: постоянные, верные, с удовольствием читающие и забежавшие на минуточку, взявшие пару раз книги и больше не вернувшиеся. Причем возраста они могут быть самого разного. Но у нас и зал весьма специфический - одна художка, да и та современная.
*я бы Горького тоже не стала читать, если уж честно. А вот если бы реферат был ну, скажем, по "Сталкеру"!*
02.12.2012 в 20:35

*я бы Горького тоже не стала читать, если уж честно. А вот если бы реферат был ну, скажем, по "Сталкеру"!*
Поддерживаю! На подобную тему ребята написала бы с большим энтузиазмом. Правда тут есть проблема - преподаватели прекрасно знают произведения классической литературы, а вот современную.... Молодежь же наоборот
02.12.2012 в 22:51

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
Sora91, Правда тут есть проблема - преподаватели прекрасно знают произведения классической литературы, а вот современную.... Молодежь же наоборот
мне как то не мешало читать вперемешку современную литературу с классикой.
Zonne666, Но у нас и зал весьма специфический - одна художка, да и та современная.
у нас идет смешение жанров: художка, классика, отраслевая, краевая... но честно, у нас есть единственный читатель до 30. остальные приходят в интернет.
Sora91, Вот тоже не соглашусь с этой фразой
не согласились, но тут же себя опровергли, говоря что у нас заставляют читать то, что скучно, а разве этим любовь к чтению не убивается?
02.12.2012 в 22:56

Gaudeamus igitur!
amber_sunflower, но честно, у нас есть единственный читатель до 30. остальные приходят в интернет.
ну, если бы у нас была такая услуга, думаю, было бы точно то же самое.
*интеллект-центр, да?*
02.12.2012 в 23:00

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
Zonne666, *интеллект-центр, да?*
агась....
02.12.2012 в 23:05

Gaudeamus igitur!
amber_sunflower, :D это я, собственно так, из любопытства)) Везде земляки))
03.12.2012 в 00:23

amber_sunflower, но не все же книги в школьной программе неинтересны для учеников, об этом не стоит забывать, некоторые произведения ученики прочтут с удовольствием, вот только, к сожалению не всем везет на преподавателей, которые при необходимости объяснят, укажут на некоторые из "подводных камней", чтобы ученик понял скрытый смысл, покажут экранизацию произведения (если оно есть) показав некоторые детали на которые учащийся самостоятельно не обратил бы никакого внимания. К сожалению часто применяют практику: прочтите, на следующий урок жду пересказ, затем новое произведение и так по кругу. Учитывая, что спросят не всех, половина даже книгу в руки не возьмет, часть возьмет краткое содержание, кому-то будут рассказывать прямо перед уроком, историю же прочтут единицы, а уже через месяц, если не через пару недель ученики не будут помнить не то, что имена персонажей, сюжет придется вспоминать. Другое дело, когда разбирают, хоть что то в голове останется... Так что не школа/вуз, а один единственный преподаватель.
Ну а то, что "книга скучная" не сработает в большинстве случаев так как эти личности произведение даже в руки брать не будут, читающие же читать не перестанут, вот только там из школьной программы книги можно будет по пальцам пересчитать. Да и тут зависит все от личных предпочтений ребенка, если любит, к примеру, то же фэнтези, не надо ему подсовывать историческое произведение. Можно вызвать интерес, предложив книгу, в котором были бы эти 2 компонента, но тут мы столкнемся с другой проблемой, скудный список книг, прочитанных родителями. Так что, хочешь не хочешь но начинать все равно нужно с самих себя, а ребенка и приучать то потом не надо будет, это произойдет само собой...

Хм... Опять вместо 2 слов вышла поэма, и почему постоянно не в те дебри заносит.
03.12.2012 в 00:47

Ооо, человеческие люди без телевизора!) Ура.) Из нашей семьи он исчез где-то в мои лет шесть, как только мы переехали в собственную квартиру - и никто не страдает, даже наоборот.)
Собственно, чтение - главная причина моего сразу севшего зрения, потому что как я начала в три с половиной, так и до сих пор, запоем.) Меня в детстве даже на улицу было не выгнать, потому что с детьми мне было неинтересно (в отличие от книг).
По поводу школьной литературы - "Если пациент хочет жить, медицина бессильна", как правильно заметила Теодора.) Часть классики я читала, уже выйдя из школы - как раз из-за возраста, если раньше мне было непонятно/неинтересно (хотя "Мастера и Маргариту" я впервые прочитала где-то в 11-12 лет, и "Гамлета" - примерно во столько же); если же мы третий урок подряд разбирали очередное "что хотел сказать автор" - у меня всегда под партой была какая-нибудь другая книжка, которой я счастливо упивалась.)
Современную литературу читаю, правда, весьма выборочно - всё-таки мысленному штампику "проверено временем" я доверяю больше.)
(ужасно всё-таки, что некоторые современные люди даже не слышали про Кассиля, или Каверина, или даже Даррелла - это же такой.. такой.. пласт сознания!)
03.12.2012 в 08:21

Ой, не могу, хотела промолчать. Смотрю многие читали под партой, а я на парте, прямо на учебники книгу выкладывала.:gigi:
Сначала в школе, потом в универе. =)
Сидела всегда на первой или на второй парте.
03.12.2012 в 09:13

A drawer & a honest art-thief.
Ах-ха-а! Господи, шикарный рассказ!
03.12.2012 в 15:34

Сибирячка из Вятской губернии
Волшебно! Признаться честно, меня "заставляли" любить читать книги, так же, как героиня рассказа. Я еще в утробе любила читать ))))
Я даже как-то об этом рассказывала в видео, которое сняла по просьбе.
05.12.2012 в 13:12

With no ministers, no priests and children dancing naked
Zonne666,
отстреливать таких надо
сразу видно, как чтение облагораживает, ага.
05.12.2012 в 17:36

Gaudeamus igitur!
сразу видно, как чтение облагораживает, ага.
не расстраивайтесь. ФЗ №436 позаботился о таких, как я, и теперь книги будут учить только доброму-вечному.
05.12.2012 в 21:06

Я спрошу у розы с лепестками цвета крови: "Какую боль ты чувствуешь?" Но раненая роза не может ответить.
Zonne666, ФЗ №436 позаботился о таких, как я, и теперь книги будут учить только доброму-вечному.

благодаря данному фз, все будет учить доброму и вечному, а психов и рекламщиков соберут вместе, расстреляют и скажут, что все для блага детей