[Поколения людей]Было несколько поколений богов. И пять поколений людей. Первые люди произошли от Геи, богини-Земли, когда миром правил Кронос. Они были счастливы и безмятежны. Земля снабжала их всем необходимым, люди не знали ни работы, ни болезней, ни старости, а их смерть была похожа на сон. Символом этого периода является девственница в венке из цветов, с рогом изобилия в руках. Рядом с ней рой пчел вьется вокруг оливы, дерева мира. Это были люди золотого века. Золото ассоциировалось с солнцем, огнем, светом и мужским началом.
читать дальшеЗатем наступил серебряный век. Боги-олимпийцы создали людей серебряного века после низвержения Кроноса, который стал жить в Италии и обучать людей сельскому хозяйству. Эти люди были злы и эгоистичны, они не любили богов. Символом этой эпохи стала женщина с плугом и снопом пшеницы. Серебро связано с луной, холодом, плодоношением и женским началом.
Зевс уничтожил людей серебряного века и создал новое поколение.
В бронзовом веке люди были распущенны, несправедливы и жестоки. Они были воинственны и сами истребили друг друга. Символом бронзового века является прекрасная женщина в шлеме и со щитом. Кстати, из бронзы делали жертвенные колокольчики.
Затем Прометей создал людей железного века. Они получились еще хуже. Эти люди беспрестанно строили козни, дрались и убивали друг друга. Они были мелочны и жадны. Они больше не возделывали поля, и Земля перестала плодоносить. Железный век символизирует грозная женщина в шлеме, украшенном головой волка, с мечом в одной руке и щитом – в другой.
Тогда Зевс решил уничтожить все человечество, за исключением двух праведников: Девкалиона, сына Прометея и Пандоры, и Пирры, дочери Эпиметея. Он наслал на землю потоп. Девять дней и ночей Девкалион и Пирра жили в ковчеге, а когда вода схлынула, они вышли и бросили за собой камни, из которых родилась пятая раса. Среди их отпрысков Эллин – родоначальник эллинов, Дорос – родоначальник дорийцев, и Ахей – родоначальник ахейцев.
[Тадж-Махал]История Тадж-Махала начинается в 1607 г., в день, когда королевский базар открыли для простого народа. На этом огромном ежегодном празднестве разрешалось многое из того, что обычно было запрещено. Женщины из царского гарема в этот день получали право выходить на люди, громко разговаривать и гулять в толпе, покупая духи, благовония, украшения и одежду. Они свободно беседовали с торговцами и другими покупателями. Люди зачастую не догадывались, кто перед ними. Юные княжеские сыновья устраивали поэтические турниры, чтобы покорить сердца красавиц.
читать дальшеИтак, в 1607 г. принцу Хурраму, сыну шаха Джахангира, исполнилось шестнадцать. Это был красивый юноша и храбрый воин, одаренный множеством талантов. Прогуливаясь с друзьями по базару среди пестрых прилавков, он увидел юную девушку. Пятнадцатилетняя Арджуманд Бану Бегам принадлежала к славному княжескому роду. Когда она взглянула на принца, тот забыл обо всем на свете. Это была любовь с первого взгляда. На следующий день принц Хуррам просил у своего отца разрешения взять в жены Арджуманд.
Отец согласился, но посоветовал принцу подождать. На следующий год он заставил сына жениться на персидской принцессе. К счастью, у мусульман принято многоженство, и у Великих Моголов было по несколько жен. Однако Хурраму пришлось ждать целых пять лет, не имея возможности ни поговорить с любимой, ни увидеться с ней, пока придворные астрологи не разрешили ему снова жениться.
Свадьба была назначена на 27 марта 1612 г. Увидев прекрасную невестку, отец принца назвал ее Мумтаз-Махал, что означало «украшение дворца». С тех пор супруги не разлучались. У них родилось четырнадцать детей, из которых выжили только семеро. В 1628 г. Хуррам сверг отца и сам стал императором. Он правил под именем Шах-Джахан.
Новый император обнаружил, что его отец, праздный бездельник и бездарный правитель, оставил в наследство множество политических и экономических проблем, и попытался решить их. В 1631 г. ему пришлось начать войну против восставших подданных. Его сопровождала жена, беременная четырнадцатым ребенком. Во время похода у нее начались роды, и она умерла, родив дочь. Император Шах-Джахан сидел рядом с умирающей Мумтаз-Махал. Перед смертью супруга сказала, что у нее есть только два желания: чтобы у ее супруга никогда бы не было детей от других женщин и чтобы он построил в память о ней мавзолей, который будет символом их любви.
На следующий год в Агре, столице Великих Моголов, началось строительство. Шах-Джахан пригласил лучших архитекторов и художников Индии, Турции и даже Европы. Тадж-Махал выстроен из белого мрамора, чтобы его стены отражали розовые лучи восходящего солнца, яркий полуденный свет и золото заката.
Со временем Шах-Джахан стал деспотом и религиозным фанатиком. В 1657 г., воспользовавшись тем, что император заболел и ослаб, его сын Аурангзеб, еще более фанатичный мусульманин, приказал заточить отца в темницу и пошел войной на индуистские провинции.
Шах-Джахан попросил сына только об одной милости – чтобы из окна темницы было видно, как строится мавзолей его возлюбленной. Эта просьба была исполнена. Шах-Джахан умер в заточении в 1666 г.
[Экран и ясность мысли]В документальном фильме «Кинескоп» (2001) швейцарский режиссер Питер Энтелл показывает, как влияют на нас зрительные образы.
Был проведен эксперимент, чтобы выявить разницу между телезрителем и человеком, который смотрит кино. На полотняном экране показывали фильм; половина зрителей сидели так, что проектор находился у них за спиной, как в кино, другой половине зрителей проектор был обращен в лицо, как при просмотре телефильма.
читать дальшеПо окончании просмотра зрителям были заданы вопросы, ответы на которые показали, что те, кто сидел спиной к проектору, сохранили способность анализировать и критично смотреть на вещи, а у тех, кто сидел к проектору лицом, так и не сложилось никакого внятного мнения о фильме. Кроме того, во время сеанса у них была снижена мыслительная активность.
Питер Энтелл называет телевидение «оскотиниванием разума». Мы находимся внутри света, который бьет нам в лицо, и теряем способность дистанцироваться от того, что нам показывают. В кино, напротив, мы продолжаем мыслить самостоятельно, так как видим только отражение света.