[Гладиаторы]
«Чего хочет народ? Хлеба и зрелищ». Эта известное высказывание свидетельствует, что в Древнем Риме игры, проходившие на арене цирка, имели огромное значение. Люди съезжались со всего мира, чтобы увидеть гладиаторов. В день открытия Колизея в жертву было принесено не только множество людей, но и бессчетное количество львов, специально для этого привезенных с Атласских гор. Колизей был оборудован системой подъемников, которые доставляли на арену хищников, гладиаторов и декорации.
Нередко «спонсорами» представлений выступали политики, стремившиеся повысить свою популярность.
читать дальшеРано утром гладиаторы завтракали в огромном зале, куда допускалась публика. Зеваки даже могли пощупать их бицепсы. Зрителям так было удобнее заключать пари. Гладиаторы были скорее тучными, чем мускулистыми, жир позволял им перенести больше ран, прежде чем погибнуть. Постановщики боев, специализировавшиеся на гладиаторских боях, режиссировали поединки, ставя маленького и увертливого в пару с неповоротливым тяжеловесом или несколько противников против одного, обладавшего исключительной силой. Историки подсчитали, что в живых оставалось не более 5% гладиаторов. Они становились популярнейшими личностями, получали свободу и богатство. Между полуднем и двумя часами дня для того, чтобы зрители могли расслабиться, устраивали «Meridioni», публичные казни. Режиссеры старались, чтобы и уголовников казнили как можно более жестоко и зрелищно. Во время этой «интермедии» разносчики ходили между скамьями и торговали едой.
После перерыва гладиаторские бои возобновлялись.
Популярность римского цирка была так велика, что во многих других городах Италии также были спешно возведены цирки. Менее богатые города, которые не могли покупать атласских львов, довольствовались альпийскими медведями или в крайнем случае быками.
[Трансактный анализ]
В 1960 г. психоаналитик Эрик Берн изобрел трансактный анализ. В книге «Вы сказали «здравствуйте». Что дальше?» он приходит к выводу, что взрослые в общении выбирают психологическую позицию, каждая из которых соответствует одной из трех категорий – Родитель, Взрослый, Ребенок. Они выбирают роль Высшего, Равного, Низшего. Говоря с другими, человек «становится» ребенком, взрослым или родителем.
Вступая в отношения «родитель – ребенок», человек попадает в систему, внутри которой существует более узкое разделение ролей – родитель-кормилец (мать) или родитель-воспитатель (отец), а в категории «Ребенок» есть ребенок-бунтарь, покорный ребенок и свободный ребенок. К категории «Ребенок» относятся артисты, неспособные справляться с реальностью.
читать дальшеДальше тот, кто взял на себя роль родителя, и тот, кто предпочел стать ребенком, начинают психологическую игру, в которой каждый преследует определенную цель – усилить свою власть или вырваться из-под опеки. В игре есть еще три роли – преследователь, жертва и спаситель. Большинство человеческих конфликтов может быть объяснено описанным распределением ролей в борьбе за власть в отношениях. Фразы, которые начинаются с «Ты должен знать…» и «Ты должен был…», тут же обеспечивают тому, кто их произносит, доминирующее положение, роль Родителя. Точно так же, говоря «Прошу прощения» или «Мне очень жаль», человек становится Ребенком. Даже использование уменьшительных или ласкательных оборотов вроде «малыш» или «лапушка» тут же принижают значение другого человека, уподобляют его маленькому ребенку. Единственная здоровая система отношений, не провоцирующая психологической борьбы, – это разговор между взрослыми, при этом каждый называет другого по имени, не обвиняет его и не превозносит, не прикидывается безответственным ребенком или взрослым, читающим нотации. Но это встречается крайне редко, так как наши собственные родители не подавали нам такого примера.
[Энотеизм]
Принято считать, что есть только политеизм (многобожие) и монотеизм (единобожие).Однако возможен третий, не столь известный путь – энотеизм. Энотеизм не отрицает существования множества богов, но предлагает избрать одного из них. В энотеизме отсутствует представление о том, что избранный бог превыше, лучше других. Это означат лишь то, что те, кто поклоняется какому-то богу, выбрали его из множества других. Таким образом, энотеизм предполагает, что каждый народ выбирает себе бога и, следовательно, у разных народов боги могут быть разные, и ни один из них не выше другого.
Rin (dzin), мы очень рады!
не то слово!